Когда у тебя чего-то много — этим хочется делиться. Мне повезло, вокруг меня много творческих интересных людей, которые уже состоялись и нашли свой путь.
И я решила начать приглашать сюда разных интересных художников, чтобы они поделились с вами своими секретами. Я буду задавать им несколько вопросов, которые обычно волнуют всех начинающих рисовать, о вдохновении, критике и технике — а вы можете сравнить ответы и, возможно, найти свой рецепт между строк.
Я буду выбирать художников, работающих в совершенно разных областях творчества, надеюсь, вам интересно будет следить за их работами, прийти на вернисажи и поддержать их.
Сегодня у меня в гостях замечательный художник, повелитель кукол и волшебник Роман Шустров.
Знаете ангела под зонтиком, что присел на спинку скамейки в Измайловском саду у Молодежного театра на Фонтанке? Он сидит там благодаря Роману. Много лет Роман Шустров развивает жанр декоративной куклы и кукольной скульптуры, его стараниями оформлены многие витрины и кафе в городе, постоянно собирает дружеские выставки, придумывая необычные темы и вдохновляя друзей-художников участвовать.
Вместе с женой, художницей и ювелиром Марией Касьяненко они проводят мастер-классы, где учат желающих создавать скульптуры в технике папье-маше.
Смешные и трогательные, узнаваемые и гротескные, грустные и живые — его куклы, раз увидев, невозможно затем забыть.
Ваш любимый материал для ежедневного рисования? Можете ли рассказать какой-то секрет его применения?
Я всё-же больше скульптор, чем график и ежедневно рисую только почеркушки в небольших блокнотах в поисках образа, его пластической решения и т. д. Люблю это делать в кафешках за чашкой кофе.
Сидишь себе у окна и следишь за проходящими мимо людьми. Чистое кино.
Неожиданные персонажи — появляются и тут же растворяются.
Обычно использую толстый цанговый карандаш с очень мягким грифелем и черную гелевую ручку. Ну, или то, что имею под рукой.
Но иногда, очень редко, пробивает вдруг на создание полноценной графики. Это обычно уже грунтованный холст на картоне и моя техника авторской росписи для кукольной скульптуры. Использую умбру натуральную ленинградскую.
Книга, которая вам помогает в минуты уныния и неверия в себя?
Была у меня в отрочестве книжка «Чудак из шестого «б». Автор Владимир Железников. Сейчас её, конечно, на книжной полке нет, но вспоминаю всегда. Хотя, уныние и неверие в себя мне не очень свойственны.
Существует ли вдохновение или это миф? Нужно ли вам вдохновение для каждодневной работы?
Талант — это и есть мотор вдохновения. Человека может осенить, абсолютно неожиданно, взгляд на случайно упавшую тень, абрис предмета, трещина на асфальте.
Чем больше работаешь, тем больше набираешь потенциал. Делая одну работу, ты уже можешь увидеть новую будущую форму, неожиданное её решение.
Дайте совет начинающему рисовать — что важно? С чего начинать?
Начать надо с понимания, что это тебе необходимо. Ты не можешь без этого. Я бы посоветовал попробовать рисовать по памяти предметы, фигуры, лица. Потом сравнивать с оригиналом.
Но это очень индивидуально, а я плохой педагог.
Как вы реагируете на критику? Что вам помогает справляться с негативом?
Путь художника не прост. Со стороны кажется, что это фриковатый бездельник в шапочке и с козлиной бородой (как вариант). Ты культивируешь этот образ и трепетно относишься к тому, что о тебе говорят.
В какой-то момент творческого полета ты выходишь на орбиту особого понимания своего места. Отношение окружающих к твоим работам все равно остаётся важным, но критику в свой адрес ты уже рассматриваешь с другого ракурса.
С иронией.
Именно она и помогает справляться с негативом. И не только в творчестве.
Подписаться на Романа Шустрова, чтобы следить за его новыми выставками и проектами, можно в Фейсбуке.