12

Читаю купленную на авито советскую книжку про художницу Марию Якунчикову — и она прямо концентрация того, чего я не хотела бы видеть в книгах про художниц: прожеваны мимо все бытовые жизненные обстоятельства, а на первом плане — рассуждения про светотени, выяснения самостоятельности/несамостоятельности творчества и «что хотел сказать художник». Тем не менее, в своём жанре книга добротно сделана, и за неимением других я выуживаю из неё хоть какие-то живые подробности. Например, про дружбу Елены Поленовой и Марии Якунчиковой. Между женщинами 20 лет разницы в возрасте, и при этом — полное взаимопонимание в творческих поисках, живая переписка, ни тени какого-либо поучения со стороны старшей. В роду Якунчиковых (по матери из рода Мамонтовых) было пять сестер. Наталья вышла замуж за брата Елена, Василия Поленова. Вера была пианисткой и художницей. Наталья также связала свою жизнь с искусством. Так тепло от этого женского круга художниц.
(На фото мой портрет Елены Поленовой и мини-комикс с выставки «Невидимое искусство»)
Елена и Наталья всё время обменивались письмами, причём с зарисовками — вот бы их издали когда-нибудь!
» Сочувствую очень и одобряю, что вы занимаетесь отраслями прикладного искусства — керамикой, офортом, это чудесно. Только писать картинки и серьёзные этюды — это скучно, сухо, безжизненно, а где искусство, там должна быть жизнь — нужно двигаться, суетиться, только бы не заскучать, не замереть» — пишет Елена Наталье.