13

Пленэр: зачем чахнуть на солнце, как правильно собраться и куда деть зрителей

Пленэр скетч Петербург художник инструкция | Nadin Piter Надин Питер блог Нади Демкиной

Кто из вас не видел этих странных людей на шатких стульчиках или с раскладными столиками на длинных неустойчивых ножках? Сражаясь с ветром, под палящим солнцем или под дождем, они пытаются что-то сделать на листочках бумаги или кусках ткани, натянутых на деревянную раму. Вода проливается, краски размазываются по палитре, их едят комары, прохожие показывают пальцем, а они… они счастливы!

Раньше я тоже задавалась вопросом, зачем они делают это? Зачем создавать себе максимально неудобные условия, когда можно сидеть дома или в своей уютной оборудованной мастерской? Что гонит их на улицу, на открытый воздух (именно так с французского и переводится plein air)?

Все оказалось очень просто.

Удовольствие.

Откуда появились пленэры?

Клод Моне на опушке леса Джон Сингер Сарджет | Nadin Piter Надин Питер блог Нади Демкиной Клод Моне на опушке леса. Картина Дж. С. Сарджента, 1895 (автор изображения)

Пленэр — довольно недавнее изобретение. Всего двести лет назад художники начали экспериментировать с рисованием прямо на природе, а до начала 19 века все великие мастера спокойно работали у себя в мастерских, и никому и в голову не приходило скакать по лесам и  полям.

Прежде всего, это было сложно сделать технически! Художник и иллюстратор Натали Ратковски в своем ЖЖ подробно и увлекательно рассказывает, как изобрели краски в тюбиках и как это перевернуло мир искусства. Кроме тюбиков, появились этюдники, наконец, наладилось железнодорожное сообщение, а значит — возможность быстро выехать из города и вернуться обратно.

Для меня пейзаж не существует сам по себе, ведь его внешний вид меняется каждую минуту. Но окружающая атмосфера делает его живым — свет и воздух, которые всегда различаются. Для меня лишь окружающая атмосфера придает предметам их истинную ценность.
Клод Моне

Но кроме удобства, поменялось мировоззрение. В искусстве стали искать и ценить не абстрактный мифологический идеал, а живую конкретику. Позже это назвали импрессионизмом. Увидеть и запечатлеть жизнь, а тем более впечатление от нее, неуловимое и мимолетное, можно только исследуя натуру — ведь блики лунного света, колышащиеся травы или бурное море не перенесешь к себе в комнату. Так художники оказались на улице. Моне, Ренуар, Писарро по многу раз изображали один и тот же вид, пытаясь поймать свет и цвет и хоть немного приблизиться к природе. У нас на пленэры вышли Левитан, Коровин, Серов, Поленов.

Тем, кто интересуется подробнее этим моментом истории искусства, рекомендую посмотреть сериал BBC «Импрессионисты».

Почему я хожу на пленэры?

Пленэр скетч Петербург художник инструкция | Nadin Piter Надин Питер блог Нади Демкиной Тут я рисую на собственной даче — шел мелкий дождь, и чтобы не прерываться, я поставила пляжный зонт!

Это сложно, это неудобно, мешают люди и погода — почему же я каждый раз как приближается теплый сезон, напевая, собираю свой художественный рюкзак и выбираю место, куда отправиться?

Как вы помните, мой роман с рисованием начался именно с пленэра, и с тех пор я продолжаю на них ходить, просто потому что это одно из самых больших удовольствий в жизни, которое я знаю. Плюс оно легальное и не наносит вреда здоровью (если одеться потеплее, конечно, и использовать крем от солнца). А много ли вы знаете таких?!

Кроме удовольствия, конечно, рисование на природе — полезнейшее упражнение. Недаром всех учащихся художественных школ и ВУЗов летом массово гонят на практику. В нашем цифровом мире все можно сделать с помощью гугла и фотографий. Но даже сто фотографий с места не заменят вам натуру!

Весь окружающий вас пейзаж, со всеми его нюансами и деталями, которые вмещает ваш мозг, не получится оцифровать и запечатать в компьютер.

На фотографии все уже решено за вас.

А непосредственный контакт с пейзажем дает миллион идей, как и что можно нарисовать. Вы можете изобразить огромную панораму или взять маленький ее кусочек. Вы выбираете ракурс, подмечаете детали, выбираете освещение. Случайный прохожий может стать ключевым элементом композиции будущей картины. Пролетевшая птица — главным героем. Замеченная вывеска — подарить название. Все это не получится оцифровать и запечатать в компьютер.

Процесс рисования — это всегда медитация, тренировка быть в моменте. Тем более когда вы сидите в красивом месте, будь это уголок любимого города, пейзажный парк, лесная поляна или берег моря — вы получаете сразу и общение с красотой, природной или рукотворной, и общение с самим собой, чего в современном мире так не хватает!

Вы рисуете, вы сосредоточены на линиях и объемах, на цвете, свете и тени — в это время активно нарабатываются связи между рукой, глазами и мозгом, возникают новые нейронные связи, ваш мозг расслаблен и сосредоточен одновременно. Вы работаете — и отдыхаете. Это ли не чудо природы?

Ну а если вы делаете зарисовки не просто для себя, а уже как профессионал, то рисование с натуры — это все плюсы в вашу копилку опыта. Потому что невозможно ничего нарисовать «из головы», и только рисуя реальные предметы, виды, людей, художник создает свой портфель изображений и вырабатывает стиль.

Для меня пленэр — это идеальный вариант творческого свидания, и я стараюсь включать его в свою еженедельную практику.

Что брать с собой?

Пленэр скетчинг зарисовка материалы инструменты Петербург художник | Nadin Piter Надин Питер блог Нади Демкиной

Пойдете ли вы рисовать налегке или загрузите весь багажник в машине, зависит от того, сколько у вас времени, какие материалы вы любите и какая перед вами стоит задача.

Материалы, выбор место, время на работу, желаемый результат — тут нет правил, выбирайте комфортный для себя вариант.

Во время пленэра я могу сделать быстрый набросок тушью в скетчбуке, а могу три часа рисовать картину масляной пастелью на формате А0. Кто-то делает десять набросков, а кто-то возвращается с готовой картиной. Тут нет правил. Кто-то любит акварель, кто-то маркеры, другие сразу берут этюдник и масло. Важно попробовать и определиться, что для вас будет комфортным.

И лайфхак для Питера — всегда лучше одеться намного теплее, потому что вы минимум час будете сидеть на одном месте. Жарко точно не будет!

Вот мои варианты материалов для пленэра:

  • Малый набор для зарисовок — перо, пара кистей (средней толщины и тонкая), водостойкая черная тушь, линеры разной толщины, пара пастельных карандашей (белый и охра) помещаются в пенал, альбом с цветной бумагой в твердом переплете (куплен или сшит самостоятельно).
  • Большой набор для картины создания картины: цветная бумага + подложка (кусок фанеры или пенокартона), набор масляной пастели, пастельные карандаши, базовые цвета акрила, несколько кистей разной толщины, бутылка с водой, складной стульчик.
  • Всегда с собой: термокружка с кофе/чаем, влажные салфетки для рук, солнцезащитный крем, шляпа, пенка для сидения, визитки.

Где рисовать в Петербурге?

Пленэр скетчинг зарисовка Петербург художник | Nadin Piter Надин Питер блог Нади Демкиной Фотография с быстрого пленэра в Таврическом саду. Был уже октябрь и довольно холодно, пришлось рисовать в митенках.

В Петербурге в летний сезон — везде.

Традиционно — это парки, набережные, видовые туристические места. Но если вы пока боитесь публики — то сразу выходить на Дворцовую площадь не стоит, зачем вам такой стресс?

Я люблю красивые дворы, тихие улочки, скверы со скамейками. Во-первых, не будет толпы, во-вторых, вы получите уникальный вид, который еще никто не рисовал. Подходит вообще любое место, где удобно сидеть (особенно когда поленился взять с собой стульчик, что со мной часто бывает).

Если страшно выходить на улицу — откройте окно и нарисуйте свой вид из окна, улицу или двор.

В несезон или в непогоду для рисования отлично подходят кафе или рестораны с видом, благо таких очень много, музеи, любые кафе, где есть интерьеры красивые.

Что делать со зрителями?

Пленэр скетчинг зарисовка Петербург художник | Nadin Piter Надин Питер блог Нади Демкиной Пленэр за городом: ко мне присоединилась внучка хозяев дачи, у которых мы гостили.

За более чем семь лет рисования на улице я ни разу не было каких-то неприятных ситуаций, я не получала негатива или отрицательных эмоций.

Как правило, люди или подходят и молча смотрят, или задают доброжелательные вопросы из серии «капитан очевидность». Лидирует вопрос: «Вы художник?». Смело отвечайте да, потому что по определению любой, кто вышел на пленэр, уже выглядит достаточно профессионально в глазах окружающих.

Если вы не особо хотите общаться, а хотите работать — можно отвечать довольно односложно, но доброжелательно. Тогда разговор сам собой прекратится, люди отойдут.

А чтобы не бояться  — поставьте себя на место прохожих: вам было бы также любопытно заглянуть через плечо рисующему, и вы бы вряд ли полезли с какими-то советами, как и любой адекватный человек. Ну а неадекватные — что о них говорить!

Лучшие зрители — это дети. Чистые эмоции и любопытство. Тут идеально выдать интересующемуся запасной лист бумаги и карандаш и посадить рядом, пусть пробует. Только не удивляйтесь, если у ребенка получится лучше, чем у вас, это нормально))

Что если вы не успели закончить?

Пленэр рисунки скетчинг зарисовка Петербург художник | Nadin Piter Надин Питер блог Нади Демкиной

Такое случается довольно часто.

Время истекло. Погода изменилась. Вы устали, эмоционально и физически.

Спокойно остановите работу на любом этапе.

Сделайте максимальное количество фотографий незаконченного пейзажа с разных ракурсов, снимите крупно детали, отойдите дальше или ближе, повернитесь в разные стороны — то, что вы можете охватить глазами за один раз, не вместится в одну фотографию.

И не откладывайте зарисовку надолго, лучше всего заканчивать ее по свежим воспоминаниям в течение ближайших дней.

 

Зачем идти на пленэр ответы на вопросы художник Надя Демкина | Nadin Piter Надин Питер блог Нади Демкиной
Зачем идти на пленэр ответы на вопросы художник Надя Демкина | Nadin Piter Надин Питер блог Нади Демкиной

И напоследок — совет от мастера пленэра Клода Моне:

Когда вы рисуете, постарайтесь забыть о том, какие объекты вы видите перед собой: дерево, дом, поле… Просто думайте о том, что вот здесь есть маленький прямоугольник голубого цвета, здесь — продолговатая розовая фигура, там — желтая полоса, и рисуйте так, как это выглядит для вас, конкретный цвет и форму, пока не получите свой собственный наивный отпечаток сцены, которую видите перед собой.

Пробовали ли вы ходить на пленэры или боитесь? Если пробовали — какие у вас впечатления?

Если вдруг вы хотите попробовать, но страшно начинать в одиночестве — присоединяйтесь ко мне на фейсбуке, на своей странице я пишу о том, когда и куда иду рисовать, буду рада компании!