11

Русские художницы: история женского художественного образования в 19 веке

Лекция женское художественное образование: как стать художницей в 19 веке? | Nadin Piter Надин Питер блог Нади Демкиной

Где великие женщины-художницы? Когда я стала искать информацию о художницах, в том числе о русских, стало понятно, что они есть, их много, они многое сделали, но они — невидимки. Мы их не знаем, не помним их творений, о них мало пишут в книгах по искусству и популярных изданиях. Тогда я стала изучать эту тему и сделала выставку «Невидимое искусство», чтобы иметь повод рассказать о них.

Я нарисовала 50 портретов русских художниц, родившихся до революции, и выставила их в библиотеке Гоголя. Немного о том, как рисовались портреты, я написала в статье про инктобер. Пока создавались портреты, я читала книги, мемуары, дневники и письма художниц, которые смогла найти в библиотеках и в интернете. Некоторыми выводами и знаниями делюсь в своей лекции (на видео ниже).

 

Выставка Невидимое искусство: русские женщины-художницы 19 века | Nadin Piter Надин Питер блог Нади Демкиной

Часть моей экспозиции Невидимое искусство в библиотеке Гоголя, где видны портреты русских художниц и цитаты из их воспоминаний.

 

Вопрос о великих художницах задала еще в 1971 году американская исследовательница Линда Нохлин. И подробно ответила на него в одноименной статье. Сама система художественного образования была выстроена таким образом, что женщинам в ней не было места. Образование в принципе не было вещью необходимой для дам, ведь их ждало замужество и дети.

Главной частью практики было изучение и изображение обнаженной натуры, женщинам же видеть голых мужчин было запрещено (сколько же сюрпризов их ожидало после замужества!). При этом в системе художественной иерархии выше всего ставились именно работы на мифологические и военные темы, предполагавшие умение изображать людей. Натюрморты, пейзажи, даже портреты стояли рангом ниже, не говоря уже о каком-то там вышивании и прочем дамском рукоделии, которое и за искусство-то не считалось, а было просто возможностью занять руки и скоротать долгие зимние вечера.

Высшей ценностью в жизни и предназначением для женщин различные религии и культуры объявляли создание семьи и воспитание детей. Карьера, творчество, самореализация в эти рамки не вписывались. Философы и ученые объявляли всех лиц женского пола непригодными для образования и обучения, их мозг неподходящим, а тела — неприспособленными.

Таким образом, в течение многих веков женщины приобщались к живописи скорее вопреки всем обстоятельствам. Чаще всего это удавалось тем, чьи отцы или другие старшие родственники (братья, дяди) были причастны к искусству. Тогда обучение происходило напрямую, и те, у кого потом хватало желания, упорства и кому сопутствовала удача, продолжали работать и создавать картины.

Лекция женское художественное образование: как стать художницей в 19 веке? | Nadin Piter Надин Питер блог Нади Демкиной
Лекция женское художественное образование: как стать художницей в 19 веке? | Nadin Piter Надин Питер блог Нади Демкиной

Замужество было еще одной вехой, отсекающей возможность заниматься профессией, — ведь в прошлые века у пар было мало возможностей регулировать деторождение. С одним или несколькими детьми на руках, даже при наличии кормилицы или помощниц, на несколько лет становится не до искусства! А длинные перерывы губительны для профессионального роста. Вернуться к карьере получалось не у многих.

Невозможно стать лыжником, если ты живешь в пустыне, тебе не дают лыж, не разрешают тренироваться и с детства внушают, что даже стоять на ногах ты можешь с трудом. Также невозможно стать художницей, если с детства девочкам даже не предлагают такой возможности, не дают ни инструментов, ни учителей, ни среды для развития.

В лекции, которую я прочитала для библиотеки Гоголя, где проходила моя выставка, рассказываю о том, каким длинным и извилистым был путь к профессиональному художественному образованию у женщин в России 19 столетия, упоминаю художниц, которым первым удалось пробиться в Академию Художеств и проложить дорогу другим.

 

Лекция прошла онлайн, и благодаря этому можно посмотреть ее в записи на моем канале Youtube — подписывайтесь, чтобы не пропустить новые видео.

 

Выставка Невидимое искусство Нади Демкиной: русские женщины-художницы 19 века | Nadin Piter Надин Питер блог Нади Демкиной